История появления в Европе и что делает цветы похожими

История флористики как вида искусства в 16-19-м столетиях

Позже в эпоху Возрождения, флористика, как искусство составления цветочных композиций получило новый толчок для развития.

  • В XVII веке начинают появляться первые книги по цветоводству и аранжировке живых цветов.

В Европе закладываются первые ботанические сады и целые художественные ансамбли в королевских парках.

В быт дворян и богатых купцов постепенно проникают пышные, яркие, благоухающие букеты в вазах из дорогих материалов. При оформлении роскошных букетов используются искусственные, живые и сухие цветы, а также бабочки, птицы.

Уже в XIX веке в Англии каждая знатная дама должна была знать основы флористики и уметь составлять букеты цветов.

Именно тогда появляются популярные стили подарочных букетов: «Виктория», «Помпадур», «Бидермайер».

Эти стили оформления букетов в своей основе имели контрастные и яркие сочетания цветов с сочной зеленью. Цветочные букеты помещали в портбукеты-футляры, которые украшали кружева, ленты, бархат и драгоценные камни.

  • Примерно с конца XIX века в Европу начало проникать японское искусство в составлении композиций из цветов под названием «икебана». Если в европейском стиле важен цвет и форма, то для икебаны важны линии.

Стоит признать, что стиль икебана на европейскую флористику особого влияния не оказал. В Европе все равно максимальной популярностью пользовались пышные и яркие цветочные букеты.

В то время модно было преподносить экстравагантные букетики в ракушках-двустворках, на веерах или пальмовых листьях.

  • Отдельно стоить отметить, огромную популярность форму рога изобилия, изготовленного из картона и проволоки и обтянутого нежным бархатом или плюшем. Внутри рог изобилия наполнялся фруктами, сладостями и цветами.

«Макартовский» букет был предназначен для длительного хранения и восхищения, поэтому его ставили под стеклянный колпак, чтобы оградить от внешнего влияния.

История возникновения искусственных цветов

Цветы… Сложно представить себе что-либо более красивое. Когда у человека появилась одежда и дом, он стал задумываться над тем, чем же можно их украсить. Украшение жилья и одежды сначала живыми или сухими цветами, позже искусственными цветами из ткани, вышитыми, вязанными, кованными, восковыми, бумажными, вырезанными из дерева искусственными растениями с развитием цивилизации всё больше становилось популярным. Например, в Чехии довольно долго пользовался широкой популярностью дизайн дома, в котором применялось декорирование «каменными» розами. Для этого живые, немного приоткрывшиеся бутоны цветов, опускали в известковые источники, и через небольшой промежуток времени на поверхности розы образовывался прочный известковый налёт, благодаря которому цветы долгие годы сохраняли свою форму.

Поэтому, искусственные растения — изобретение отнюдь не современности. Искусственные цветы впервые появились ещё в Греции и Древнем Китае. Тогда их изготавливали преимущественно из фарфора или золота. Но не только золотые и фарфоровые цветы служили украшением домов. Уже в те времена существовали такие привычные для нас сегодня, глиняные искусственные цветы и искусственные деревья, цветы из пергамента, перьев и прочих материалов. Из достоверных источников известно, что ещё в 3000 году до нашей эры среди египтянок было довольно широко распространено украшение себя искусственными цветами, спустя некоторое время, в 350 году до нашей эры, это искусство у египтянок и любовь к искусственным цветам позаимствовали гречанки. Искусственные цветы были неизменным спутником всех религиозных праздников в средне-вековой Европе, Италии и Испании и Италии, искусственные растения, изготовленные в монастырях украшали стены храмов и церквей. В Европе искусственные цветы стали популярны в XV веке. Мода на искусственные растенияиз Италии постепенно перекочевала во Францию, за которой и по сей день остается первенство в производстве стильной и ультрамодной одежды и аксессуаров, коими зачастую являются искусственные цветы. Здесь, во Франции, это искусство приобрело светский оттенок. Появились первые крупные центры по изготовлению искусственных растений в Париже и в Лионе. Тогда это было ручное производство.

Промышленным способом искусственные деревья и искусственные цветы впервые начинают производить в конце восемнадцатого века. На первый взгляд сегодня кажется, что это довольно простая и приятная работа. Но на деле всё было совершенно по-другому. Работа по изготовлению искусственных растений была очень кропотлива, трудоемка и довольно вредна для человеческого здоровья. Изготовление искусственных цветов из бумаги и ткани, согласно энциклопедических данных 1903 года, производилось кустарным способом. В основном этой работой занимались дети и женщины. Оплачивался этот неблагодарный труд крайне мало, а здоровье существенно ухудшалось, ведь для окраски искусственных деревьев и искусственных цветов тогда употреблялись краски, которые в своём составе содержали медь, мышьяк, свинец и даже ртуть. Уже в середине девятнадцатого века при каждой шляпной или швейной мастерской была своя мастерица, в обязанности которой входило изготовление искусственных цветов. В тот же период времени искусство изготовления искусственных деревьев и искусственных цветов из Польши достигло и Петербурга, который был на тот момент общепризнанным законодателем моды в России. В эпоху Советского Союза искусство изготовления искусственных деревьев и искусственных цветов считалось «пережитком буржуазного прошлого» и незаслуженно было заброшено на долгие годы. Возрождаться стало это мастерство в России после окончания Второй мировой войны, благодаря присоединению Прибалтики, где традиция украшения помещений и одежды искусственными растениями не прерывалась.

Те первые искусственные цветы лишь отдаленно были похожи на настоящие растения. И лишь благодаря новым технологиям производства и современному оборудованию в конце второго тысячелетия нашей эры удалось достичь практически идентичной схожести искусственных растений с их природными аналогами. После этого искусственные деревья и искусственные цветы стали массово применяться дизайнерами с целью декорирования интерьера помещений. Первые искусственные растения, которые использовались для составления композиций, были, как правило, бумажными. Ощутимый шаг вперёд в производстве искусственных цветов и искусственных деревьев был сделан около сорока лет назад. Именно тогда, благодаря производителям искусственных растений из Юго-Восточной Азии, мир узнал, что такое пластмассовые искусственные цветы. Стоимость их была невелика, и их часто использовали в виде подарка, но для стильных и дорогих цветочных аранжировок они были слишком грубоваты. Такое массовое производство, печально известное своим ужасным качеством, отрицательно сказалось на имидже искусственных растений, и спрос покупателей на искусственные цветы и искусственные деревья был невелик.

На сегодня репутация искусственных растений полностью реабилитирована. В продаже появилась масса искусственных цветов и искусственных деревьев, которые поражают своей красотой и внешним сходством с оригиналами. С течением времени мода на искусственные растения из пластмассы осталась в далёком прошлом. Сегодня их заменили искусственные деревья и искусственные цветы из пергамента, полиэстера, органзы, латекса и натурального шёлка. Они практически идентичны натуральным и то, что это неживая флора, становиться понятно только при ближайшем тщательном изучении растения. Даже специалисты не всегда могут отличить их от живых цветов, кустарников и деревьев.

Благодаря такой схожести украшение искусственными цветами и деревьями всё больше вытесняют из помещений свои природные аналоги. И это не удивительно. Ведь искусственные растения не требуют ежедневного ухода, не болеют, их не нужно пересаживать, удобрять и поливать. Более того, приобретая искусственные деревья и искусственные цветы оптом можно не переживать, что растению не подойдёт климат, и оно погибнет. Современные разработки в производстве и новейшие технологии позволяют создать абсолютно безопасные для окружающей среды и экологически чистые искусственные растения, что совершенно исключает возможное отрицательное воздействие на здоровье человека. Помещения украшенные искусственными цветами и искусственными деревьями неопасны и для домашних любимцев: кошек, собак, кроликов и других питомцев. Качество искусственных композиций сегодня, благодаря использованию современных технологий, выше всяких похвал. Благодаря всем этим моментам, искусственные цветы пользуются в настоящее время огромным успехом. Они уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь и стали неотъемлемым элементом интерьера помещений.

В основном наиболее популярны искусственные цветы, имитирующие живые, но в последние годы существует тенденция увеличения моды на искусственные цветы, которые повторяют внешний вид «сухих» цветов со слегка сморщенными лепестками и коричневатыми листьями. Используют сегодня искусственные деревья и искусственные цветы по-разному. Тогда, когда есть необходимость в яркой и долговечной композиции из цветов, которые будут максимально походить на живые, но нет возможности постоянно следить за тем, чтобы в сосуде была вода, аранжировки составляются полностью из искусственных растений. Иногда искусственные цветы становятся неповторимой изюминкой в композиции из сухоцветов. Проволочные стебли искусственных растений в аранжировках с живыми цветами покрывают лаком для ногтей, перед тем как поместить их во влажную флористическую губку или в воду. Крепятся в аранжировках искусственные цветы сегодня преимущественно с помощью петельной проволоки или коричневого пиафлора для сухоцветов. Наиболее выгодно смотрится композиция из искусственных растений, если в неё включить садовую зелень, предварительно обработанную в глицерине.

Кроме искусственных цветов сегодня производители предлагают на выбор огромное количество искусственных растений, предназначенных для украшения прилегающих к зданиям территорий. Без труда в продаже можно найти искусственные деревья, например, ненатуральные пальмы, или клумбы и кустарники, которые просто невозможно отличить от настоящих.

Промышленным способом искусственные деревья и искусственные цветы впервые начинают производить в конце восемнадцатого века. На первый взгляд сегодня кажется, что это довольно простая и приятная работа. Но на деле всё было совершенно по-другому. Работа по изготовлению искусственных растений была очень кропотлива, трудоемка и довольно вредна для человеческого здоровья. Изготовление искусственных цветов из бумаги и ткани, согласно энциклопедических данных 1903 года, производилось кустарным способом. В основном этой работой занимались дети и женщины. Оплачивался этот неблагодарный труд крайне мало, а здоровье существенно ухудшалось, ведь для окраски искусственных деревьев и искусственных цветов тогда употреблялись краски, которые в своём составе содержали медь, мышьяк, свинец и даже ртуть. Уже в середине девятнадцатого века при каждой шляпной или швейной мастерской была своя мастерица, в обязанности которой входило изготовление искусственных цветов. В тот же период времени искусство изготовления искусственных деревьев и искусственных цветов из Польши достигло и Петербурга, который был на тот момент общепризнанным законодателем моды в России. В эпоху Советского Союза искусство изготовления искусственных деревьев и искусственных цветов считалось «пережитком буржуазного прошлого» и незаслуженно было заброшено на долгие годы. Возрождаться стало это мастерство в России после окончания Второй мировой войны, благодаря присоединению Прибалтики, где традиция украшения помещений и одежды искусственными растениями не прерывалась.

Флорибунда

Венки из цветов были любимым украшением у славянских народов. Девушки одевали венки из цветов на праздники, хороводы.

История флористики

Оглянитесь по сторонам, и вы поймете, что флористика стала важной частью нашей жизни. Цветочная отрасль теперь не просто хобби, но и профессиональное занятие, с помощью которого можно заработать деньги и, конечно же, подарить людям счастье 🙂 Помимо 24 июля, Дня флориста, о цветах помнят всегда. Но самые любимые для флористов дни – это 8 марта и 1 сентября, когда все сломя голову бегут и покупают ароматные букеты за любую цену.

Профессия флористики относится к ряду тех занятий, в которых требуется творческий взгляд на окружающий мир, видение прекрасного в обычном и, в конце концов, хорошее настроение и умение дарить добро. Профессия флориста начинается с надлежащего ухода и обработки цветов, изучения символики цветов и умения составлять живые композиции, наделять их нужным настроением и передавать через них теплые чувства и эмоции.

Искусственные цветы: история возникновения.

История возникновения искусственных цветов уходит корнями далекое прошлое. Первое появление искусственных цветов – это III-II век до н.э.

Бытует мнение, что искусственные цветы подарил миру Древний Египет,они были известны египтянам еще в третьем тысячелетии до нашей эры, но есть и еще более ранние упоминания о появлении искусственных цветов, относящиеся к Древнему Китаю, здесь цветы изготавливали из шелка, золота, фарфора, а также из более простых материалов, таких как перья, глина и пергамент.

Мастера, занимающиеся изготовлением цветов пользовались заслуженным уважением и стремились в своей работе к точной передаче образа. Считалось, что лишь тот, кто постиг душу цветка, может передать его образ, свято оберегая свои секреты, они передавали их лишь самым достойным.

Чуть позже, гречанки на своих туалетах носили цветы, изготовленные из папирусного шелка. Этот милый аксессуар служил для женщины своеобразным резервуаром для ароматических масел.
Монахи средневековой Европы, в основном в Италии и Испании, изготавливали искусственные цветы в монастырях для потребностей храмов; во Франции это искусство стало светским, там возникают большие центры ручного производства (Париж, Лион).

Мастера обладали секретами уникального ремесла – изготовления искусственных цветов из шелка, воска и бумаги, которые использовались как для украшения убранства монастырей и храмов, так и для статуй святых. Самыми востребованными в то время считались розы, лилии и незабудки.
В средневековой Европе они производились в основном в Италии и Испании Самым известным искусственным цветком в истории является Золотая роза (лат. – “Rosa aurea”), которую Папа, глава католической церкви, в Воскресенье роз (четвертая неделя Великого поста у католиков) дарует царственному лицу, отличившемуся за истекший год наибольшей добродетелью.

Эта традиция берет свое начало в 11 веке и установлена папой Львом XI. Роза имеет золотой стебель длинной более одного метра, на лепестках цветка, состоящего из отдельных лепестков выгравированы имя Папы и различные добродетели того лица, которому роза предназначается. Листья розы усыпаны крошечными бриллиантами, изображающими небесную росу.
Классическая школа изготовления цветов из ткани начинает свой отсчет с 1655 года. Именно в этом году доминиканские монахи впервые стали применять желатин в цветочном ремесле, пропитка ткани горячим желатином стала настоящей революцией в искусстве создания цветов. До этого момента цветы из ткани в Европе изготовляли путем скручивания ленты в клубок или в виде плоских розеток, украшая ими волосы и дамские туалеты. Ленточные розетки обычно скрывали в себе маленькие стеклянные резервуары для духов и парфюмерных масел.

К концу 18 века Италия, Франция, Богемия, Саксония и Швейцария становятся основными поставщиками искусственных цветов, появляются новации в искусстве изготовления цветов из ткани: специализированные инструменты, новые технологии окрашивания тканей. На весь 19 век искусственные цветы прочно закрепляются на корсажах, юбках, шляпках, веерах, зонтиках, лацканах пиджаков великосветских дам и господ.

Язык цветов становиться очень популярен в это время в Европе, с помощью цветов дамы и кавалеры выражают свои эмоции, назначают свидания, признаются в любви. К середине 19 века невероятно популярной становиться салонная карточная игра – Флирт цветов, где два собеседника могут тайно разговаривать друг с другом в присутствии многих.
В России искусственные цветы появляются в конце 18 – начале 19 веков, их привозят вместе с парижскими туалетами и продают на золото наряду с ювелирными украшениями.

С этого времени изготовление искусственных цветов становиться популярным видом рукоделия в России, чуть позже появляются специальные школы рукоделия, ремесел и изящных работ, но только в 1894 году в Санкт-Петербурге появляется первое полное руководство на русском языке по изготовлению искусственных цветов из ткани, воска, бумаги и кожи, которое дает возможность всем желающим научиться этому изящному виду искусства.

К началу 20 века в России появляется несколько сотен мастерских, занимающихся изготовлением искусственных цветов. Из Франции и Германии приезжают первые мастерицы, чтобы давать уроки изящного рукоделия в профессиональных школах и в женских учебных заведениях.
На протяжении всего 20 века в России мода на искусственные цветы то затухала, то с новой силой начиналась вновь. К периодам расцвета моды на искусственные цветы относятся конец 40-х, 50-е и 80-е года двадцатого столетия, в эти периоды помимо цветов, являющихся свадебными аксессуарами, появлялось огромное количество искусственных цветов на прилавках магазинов, и даже тогда, удовольствие приобрести себе цветочную бутоньерку было не из дешевых.

Также огромное количество искусственных цветов изготавливалось на заказ. В Москве искусственные цветы можно было купить в закрытом ателье ГУМа для партийных работников и их семей, в 70-х годах хризантема в этом ателье стоила 5 рублей, это были огромные деньги. Еще цветы делали в Доме моды на Кузнецком мосту, там их могли заказать и обыватели. Одним из известнейших цветочниц в Москве являлась художник-костюмер МХАТа им. Чехова Полина Михайловна Смирнова, в Кирове работала замечательный мастер Анисья Петровна Крысова.
Сейчас шелковые композиции являются актуальным аксессуаром не только женского, но и мужского костюма, они уже давно вышли за рамки свадебных туалетов и шествуют по самым известным подиумам мира в коллекциях дома моды «Шанель», Валентино, Гальяно, Кристиана Лакруа и других известных дизайнеров, придавая им яркую индивидуальность.
В России цветы частые гости коллекций Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. С коллекциями дома моды Вячеслава Зайцева долгие годы работала замечательный мастер Надежда Сергеевна Череда.
В настоящее время некогда забытое искусство цветоделия в России и в мире обретает все большую популярность и обрастает огромной армией поклонников, выходя из области хобби для себя на профессиональную арену.

Чуть позже, гречанки на своих туалетах носили цветы, изготовленные из папирусного шелка. Этот милый аксессуар служил для женщины своеобразным резервуаром для ароматических масел.
Монахи средневековой Европы, в основном в Италии и Испании, изготавливали искусственные цветы в монастырях для потребностей храмов; во Франции это искусство стало светским, там возникают большие центры ручного производства (Париж, Лион).

История цветоводства

С древних времен люди выращивали цветы, чтобы наслаждаться их внешним видом. Роза — первый цветок, с которого началась история цветоводства. Она была известна в Древнем Египте еще во времена Рамзеса II. История донесла до нас упоминания о садовниках Древнего Египта, добившихся почти круглогодичного цветения роз.

История комнатного цветоводства, по мнению историков, тоже связана с Древним Египтом, где цветы выращивали в горшках и специальных поддонах. В список любимых и почитаемых древними египтянами цветов входили лотос, лилия, резеда, жасмин и мирт. С Древнего Рима пошла традиция украшать цветами в горшках внутренние дворы домов. В Древней Греции одной из самых почитаемых и любимых богинь была богиня садов, хлебных злаков и цветов Флора, имя которой означает «цветок». Праздники в ее честь называли флоралиями. По-видимому, Флору можно назвать первой покровительницей развития цветоводства, ведь именно ее алтарь украшали бесчисленным количеством гирлянд цветов, в том числе и розами.

История цветоводства – это история странствий цветов, которая началась очень давно. Из Древней Индии и Передней Азии, которые принято считать родиной розы, ее перевезли в Древнюю Грецию и Рим, а затем и дальше в Европу. В Древней Индии роза считалась цветком Вишну – хранителя Вселенной, поэтому розами и ее лепестками украшали храмы. Считалось, что при созерцании цветущих роз проясняется рассудок и исцеляется душа, она обретает гармонию с миром.

Самыми первыми цветоводами в мире, согласно выводам ученых, были китайцы. Они начали выращивать розы за несколько тысяч лет до нашей эры. До наших дней дошли предания о первых поразительной красоты диких розах, принесенных с берегов рек Янцзы и Хуанхэ. Садовники бережно ухаживали за розами и отбирали самые прекрасные из них.

Китай стал родиной другого великолепного цветка – хризантемы. Китайские цветоводы культивировали его из полевой ромашки. Вторую родину хризантема обрела в Японии, где она стала эмблемой императорского дома. Этот цветок называют здесь «кику», что переводится как «солнце». Изображение хризантемы чеканят на японских монетах, а в 1988 году император Японии учредил орден Хризантемы. Для японцев хризантема – магический цветок, продлевающий жизнь. Почитание хризантемы нашло свое выражение в ежегодном Празднике девятой луны (9 сентября). В этот день, который называют еще Праздником Хризантем, хризантемы относят в храм для освящения, а японцы пьют саке с плавающими в нем лепестками хризантем и передают чашечки своим родным, желая долголетия.

Появление хризантемы в Европе вначале не произвело особого впечатления. Ею заинтересовались в 1829 году, когда цветоводам удалось получить цветы новой окраски. Вскоре хризантема стала одним из любимых цветов англичан.

Полюбили хризантему и в России, этому цветку посвящен прекрасный романс о грустной любви. С осени и практически до самого снега хризантема радует нас разнообразием форм и разноцветием. Возможно, что в настоящее время Россия является обладательницей самой большой коллекции хризантем в Европе – в Никитском ботаническом саду насчитывается 350 ее сортов.

Если вернуться к теме роз, то в Москве махровые розы появились в начале XVII века при царе Михаиле Федоровиче. Главные цветники России в средние века были в монастырских садах. У них было удивительное название — «рай» и «райгородок». Раем называли и усадьбу Юрия Долгорукова, основателя Москвы.

Сохранилась своеобразная веха в истории цветоводства в России — перечень цветов, которые произрастали в XVI – XVII веках в саду Московского Кремля и в других садах Москвы. Среди них есть пионы махровые, тюльпаны, фиалки лазоревые, фиалки желтые, нарциссы, мальвы алые, лилии белые, лилии желтые и другие цветы. Неравнодушен к разведению цветов был Петр I. В 1710 году при его кабинете была учреждена «Садовая контора». Конторы выписывала из других стран редкостные цветы и украшения для цветников. Денег на приобретение цветов царь Петр не жалел. Начиная с древних времен, цветы всегда были хорошо продаваемым товаром, а выращивание красивых цветов приносило немалый доход.

В истории развития цветоводства есть голландская страничка под названием «тюльпаномания». В Европу тюльпаны завезли в середине XVI века из Турции, а в Голландию их привез ботаник –садовод Каролюс Клюзиус в 1593 году. Цветы произвели фурор, но ботаник отказался их продавать. В конце концов луковицы были украдены отчаянными голландцами и через определенное время тюльпаны появились в садах. Голландцы буквально помешались на них. За луковицу редкого сорта они были готовы на все: заложить земли, имения и даже пойти на преступление. Тюльпаномания началась в 1625, а закончилась в 1637. Но тюльпановый бизнес не закончился – Нидерланды являются крупнейшим в мире производителем тюльпанов. Реализация цветов и луковиц тюльпанов приносит в казну страны весомую прибыль.

Современное цветоводство постановило выращивание цветочных культур на широкую производственную ногу. В теплицах и в открытом грунте применяются научно просчитанные автоматические режимы полива и подкормки растений, другие новейшие технологии, включая клонирование цветов. Не изменилось лишь значение цветов в истории человеческой цивилизации: они были и остаются символом гармонии Природы, благополучия жизни и стремления человека к красоте.

автор: уДачная Жизнь | опубликовано 03 сентября 2011

Сохранилась своеобразная веха в истории цветоводства в России — перечень цветов, которые произрастали в XVI – XVII веках в саду Московского Кремля и в других садах Москвы. Среди них есть пионы махровые, тюльпаны, фиалки лазоревые, фиалки желтые, нарциссы, мальвы алые, лилии белые, лилии желтые и другие цветы. Неравнодушен к разведению цветов был Петр I. В 1710 году при его кабинете была учреждена «Садовая контора». Конторы выписывала из других стран редкостные цветы и украшения для цветников. Денег на приобретение цветов царь Петр не жалел. Начиная с древних времен, цветы всегда были хорошо продаваемым товаром, а выращивание красивых цветов приносило немалый доход.

История появления в Европе и что делает цветы похожими

ЛЕКЦИЯ – ПОНЯТИЕ «ЦВЕТОЧНЫЙ ДИЗАЙН» И ЕГО ИСТОРИЯ

1. Предмет и содержание дисциплины.

2. Задачи фитодизайна.

3. История фитодизайна.

1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Фитодизайн закрытой среды – дисциплина, изучающая научно обоснованные технологии создания устойчивых в условиях различных интерьеров композиций цветочно-декоративных растений с целью обеспечения благоприятных условий работы и отдыха человека в условиях закрытой среды.

Цветочный дизайн (флористика) это искусство аранжировки цветов, основанное на четких правилах и законах пропорции и гармонии.

Задачи цветочного дизайна:

– создание комфортной среды для работы и отдыха человека;

– оформление праздников, презентаций, выставок;

– развитие общественного вкуса, эстетическое воспитание;

– создание радостного настроения окружающим.

Дисциплина «Фитодизайн закрытой среды» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Цветоводство закрытого грунта», «Ботаника», «Ландшафтная архитектура», «Дендрология».

2. ЗАДАЧИ ФИТОДИЗАЙНА.

Специалист садово-паркового хозяйства должен уметь определять микроклиматические параметры интерьеров; типы и стилистику интерьеров; формировать ассортимент растений для создания композиций из них, жизнеспособных в условиях различных интерьеров.

Чтобы избежать ошибок при подборе растений, обеспечить долговечность и гармоническое развитие композиций необходимо знать географию растений, флористическое районирование Земли, классификацию фитоценозов. Необходимо также знать законы и принципы фитодизайна, типы и стили интерьеров, а также основные декоративные свойства растений, их экологические требования к условиям закрытой среды.

Специалист, работающий в сфере фитодизайна закрытой среды должен обладать навыками создания проектов озеленения различных типов интерьеров: производственных, служебных, рекреационных, выставочных, жилых.

3. ИСТОРИЯ ФИТОДИЗАЙНА.

История развития цветочного дизайна

За многие века развития человечества цветы не раз оказывали непосредственное влияние на судьбы государств и народов. Человек уже с древних времен собирал цветы для того, чтобы украсить свое жилище. Букеты диких цветов и снопы лекарственных растений вставляли в расщелины камней, бревен и досок жилья. На стенах жилища высекали изображения тех растений и цветов, которые исцеляли больных.

Цветы в подарок были знаком дружбы, любви. Девушки плели венки из цветов. Издревле распространился обычай прощаться с мертвыми с цветами.

■ Месопотамия (4 тысячелетие до н. э. – IV век до н. э.)

Первые памятники флористики происходят из месопотамской культуры. Благодаря культу природы вавилонского царства возникло садово-парковое искусство и украшение интерьеров. В висячие сады, из которых самые известные – это сады Семирамиды, высаживали красивейшие вечнозеленые растения, розы, а из срезанных с них цветов, побегов делали цветочные венки, композиции в вазах для украшения столов.

■ Египет (3 тысячелетие до н. э. – V век до н. э.)

В египетском царстве стены дворцов украшали венками из цветов, на столы ставили цветы в вазах. Сплетенные из красного нильского лотоса венки молодежь носила как тайный знак любви, в то же время цветок лотоса был жертвенным предметом, преподносимым богам. Цветок лотоса использовали для украшения колонн. Знатные египтяне, кроме воротников из золотых пластин, носили флористические воротники. В Египте найдены многочисленные изображения растений и цветов на стенах храмов, на саркофагах, Очень часто изображения цветов переносилось на ткани.

■ Греческие государства (3 тысячелетие до н. э. I век до н. э.)

Античные народы очень любили цветы. Статуи своих богов они украшали венками из цветов, жрецы и жрицы во время выполнения обрядов носили также венки из цветов. На головы ораторов плели венки из побегов цветущего вечнозеленого мирта. Самым любимым растением греков был лавр. Венки из лавра надевали на римлян, достигших успехов в науке, спорте, искусстве.

■ Римская империя (VIII век до н. э. – V век н. э.)

Одновременно с образованием больших городов (например миллионного Рима) возникла торговля цветами, а флористика выделилась в ремесло. Римляне превзошли греков не по красоте, а по количеству созданных изделий. Цветами украшали пиры и празднества, Воинов-победителей встречали цветами.

Венками из роз, лавра, лозы, самшита, мирта увенчивали римских императоров.

■ Средние века (V – XIV век)

В романскую эпоху разведение цветов и украшение цветами было связано с монастырями и служило только для украшения церквей. С возникновением готического стиля началось своеобразное развитие цветочной символики. Появился язык цветов рыцарской эпохи (лилия – скромность, фиалка белая – искренность, мимоза – чувствительность).

■ Ренессанс (XIV – XVI век)

Флористика не развивалась в такой степени, как садово-парковое искусство, она играла важную роль главным образом в искусстве украшения (в орнаментике). Важными элементами украшения были венки на голову, букеты, плетения из цветов. Излюбленными цветами считались розы, лилии, гвоздики, розмарин и левкой.

■ Барокко (XVII – XVIII век)

XVII век считается началом рождения и развития Западного искусства аранжировки цветов. В то время во Франции царил стиль барокко. Букеты из цветов были массивными и пышными, цветочные композиции выполнялись из большого количества ярких цветов: ирисов, роз, маков, пионов и декоративных элементов из шелка (бабочки, птички). Цветовая гамма букетов – золотистая, оранжевая, красная.

Стиль рококо, сменивший барокко, внес в искусство составления букетов плавность и изысканность. Цветовая гамма букетов становится нежной. Вазы стали выполнять из хрусталя, серебра и мрамора.

■ Классицизм (конец XVIII века – седина XIX века)

Эта эпоха возвращает цветочную символику средних веков и формирует своеобразный стиль флористики. Господствует формалистическая флористика, направление, исповедующее искусственные формы. При таком подходе цветок не может проявлять свою индивидуальность.

В XVIII в. английский художник У. Хогарт придает цветочной композиции S–образную линию, которую затем называли «кривая Хогарта» или «линия красоты». Впоследствии она стала символом западноевропейских аранжировок.

В конце XIX в. было модно дарить цветочные композиции, выполненные в виде арфы, лиры, скрипки, подковы, сердца, часов (композиции прикреплялись на специальный каркас). К сожалению, довольно часто преступалась грань хорошего вкуса, и работы выглядели вычурно (помпезно), не вызывая положительных эмоций.

В XIX в. формировались такие стили цветочных композиций, как «Помпадур», «Бидермайер», «Виктория», которые популярны и сегодня.

■ Романтизм (середина – конец XIX)

Букеты составлялись более свободно, естественно. В результате путешествий в Европу попало много новых растений, для которых строили оранжереи. Выбор растений в результате этого стал более широким.

■ Смена веков (конец XIX века – начало XX века)

В эпоху эклектики характерным являлся макарт-букет в стиле необарокко (фантастические композиции с использованием экзотического растительного материала, листьев, плодов, перьев павлина, тропических бабочек, раковин).

■ Период после Второй мировой войны

Вторая мировая война и последовавший за ней период не способствовали дальнейшему развитию флористики.

В Германии появились школы флористики. Наряду с господствующим на протяжении веков декоративным стилем существовали такие стилевые направления, которые использовали небольшое количество растений и декоративные дополнения.

В этот период получил распространение вегетативный стиль. В композиции этого стиля используют происходящие из одной местности или же принадлежащие к одному времени года цветы, плоды, собранный мох, ветви, камни. Растительные элементы используют в том виде, в котором они встречаются в природе.

Благодаря японскому искусству икебаны, в Европе распространился новый стиль, получивший название линейно-графического.

В конце 60-х годов появился стиль «параллель», в котором композиция строится на параллельных прямых.

В качестве попытки модернизации декоративного стиля был создан структурный стиль. Цветы здесь используются в виде пятен, несколько разбросанных в пространстве, и из этой основы вырываются линейные элементы, лоза, которые объединяют части структуры.

Во флористике появляются все новые и новые стилевые направления, новые тенденции (тренды). Флористы-дизайнеры используют их, приспосабливая под индивидуальные стили.

Славянские традиции

Простые люди, в отличие от богатых, собирали цветы на лугах, в лесу, выращивали сами. К празднику украшали свое жилье зелеными ветками, цветами, плодами, колосьями. Девушки встречали весну с венками из цветов. В Вербное воскресенье люди шли в церковь с ветками ивы, тополя, березы. На Троицу жилье украшали зелеными ветками березы, ароматными травами.

Японская флористика

В VI-VII вв. буддизм проник в Японию из Индии через Китай и Корею. В Японии буддизм слился с древней синтоистской религией, в которой почиталось множество различных богов. Считалось, что цветы, растения, вода, камеи, деревья имеют душу. На этой основе начиналось рождение и развитие икебаны.

Икебана

Истоки икебаны в Японии восходят к середине VI в. н. э. Рождение икебаны связано с куге, ритуальным обрядом подношения цветов буддийским божествам. Слово «икебана» означает «цветы, которые живут». В икебане принято избегать симметрии, ветви сдвинуты от центральной оси. Небо, Земля и Человек – вот три основных формообразующих элемента.

Развиваясь в течение 15 веков, икебана становится уникальным явлением в мировой культуре. 800 лет икебана была лишь элементом ритуала почитания Будды. Сегодня икебана вошла в быт не только Востока, но и Запада.

4. ТЕРМИНОЛОГИЯ.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

барокко – слово происходит от португальского barucca, что означает жемчужину неправильной формы, в переносном смысле бессистемный, беспокойный.

бидермайер – стилевое направление, распространившееся главным образом в Австрии. Оно олицетворяет мещанское восприятие жизни.

икебана – означает «цветы, которые живут в воде», основной тип композиции японской флористики

кендзан – приспособление для закрепления цветов в японской флористике, подушка с иголками в свинцовой основе

классицизм – происходит от латинского classicus, что означает «первый, выдающийся»

макарт – стилевое направление необарокко, названное по имени венского художника Ганса Макарта

ренессанс – в переводе с французского означает «возрождение», включает в себя возрождение античного искусства древней Греции и Рима

романтика – происходит от слова roman роман. Это направление возникло в литературе

сецессион – означает уход, новые тенденции, декларировал разрыв с традициями

флоралия – праздник цветов в древнем Риме

эклектика – сочетание различных художественных стилей прошедших эпох в аранжировках, формировании интерьера

Цветочный дизайн (флористика) это искусство аранжировки цветов, основанное на четких правилах и законах пропорции и гармонии.

История комнатного цветоводства

История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность, и, по мнению историков, ведет свое начало с древнего Китая, где появилось искусство бонсай – создание миниатюрных копий природных ландшафтов, а также в древней Греции и Рима, где цветы и красивые растения высаживались в горшки для украшения домов, дворцов.

В Европе традиция выращивания растений в комнатах развивалась с 16-19 вв, когда открывались новые страны и континенты, налаживалось дорожное сообщение между субтропическими и северными частями Европы, совершались исследования Северной Америки, Азии, Африки. Оттуда пробовали привозить диковинные теплолюбивые растения. Они были предметом роскоши, их могли позволить себе состоятельные сословия.

Первая книга на английском языке о комнатном растениеводстве “Райский сад” (The Garden of Eden) вышла 1653 году. Растениями стали украшать гостиные в богатых домах, однако в обычных домах комнатные растения массово стали появляться только в середине XIX века.

Растения устраивали в зимних садах, оранжереях (от англ. апельсин, тк выращивались первоначально полезные растения, цитрусовые). В 13 веке в Кельне, садовод Альберт Магнус создал первый в Европе зимний сад.

Однако перевозка с дальних континентов морским путем часто была неудачной – растения гибли в пути от лучей солнца, недостатка пресной воды, морских соленых брызг.

В середине 19 века начался новый виток истории комнатного цветоводства. Англичанин Н.Уорд искал способ защитить своих тропических любимцев от жирной копоти, появлявшейся в лондонском воздухе от топки каминов и печей, и которая оседала на листьях. Ему пришла в голову мысль, накрыть вазоны стеклянным ящиком, так появился первый флорариум.

Эта идея показала, что растения под стеклом не только лучше защищены от пыли, но и меньше высыхают. Таким способом в ящике Уорда стали перевозить растения из дальних стран, что позволило значительно расширить ассортимент оранжерейных коллекций.

Так, например, из Америки прибывали орхидеи, кактусы, чилийская клубника – предок всех современных сортов, из Индии пряности и цитрусовые.

Массовое, более доступное комнатное цветоводство стало возможным при появлении центрального отопления, электрического освещения, водоснабжения.

В России первые «ранжерейные палаты» были построены в конце 17 века в Набережных садах Кремля. Известно также, что богатые коллекции имелись во многих домах Московской знати, при монастырях выращивались сады и собирались богатейшие уникальные коллекции. Выращивались олеандры, цитрусовые, ананасы, агавы, розы, персики, лавры, алоэ.

Примерно тогда же становятся популярными пальмы и похожие на пальмы юкки, драцены и цикасы. Уже в начале XIX века в домах можно найти королевскую бегонию (народное название одного из ее сортов “Ухо Наполеона” сохранилось именно с1812 года).

Официально отечественное комнатное цветоводство ведет свое начало с Петра I, который наряду с другими новшествами, интересовался ботаникой, выписывал из Европы диковинные растения. По его указу в 1714 году создается Аптекарский огород, где начинают выращивать лекарственные растения для нужд строящейся столицы, армии. Там же организуются оранжереи, в которых появляется все больше новых, невиданных на севере растений. Среди них – молочаи, опунции, цереусы, алоэ. Аптекарский огород становится Медико-ботаническим садом, а позднее, в 1823 году – Императорским ботаническим садом.

В конце 19 века произошел настоящий бум в выращивании комнатных растений, – в богатых домах – дворянских, купеческих – выращивали пальмы, фикусы, бедняки могли позволить себе герани, бальзамины.

В первые десятилетия XX столетия, серебряный век, пришла мода на орхидеи.

фотографии с выставки 1908г.

В период революции и начальный советский период было не до цветов, мода на комнатные растения пришла в упадок. Лишь в 30-х гг началось небольшое возрождение интереса на фоне научно-воспитательной деятельности.

Самыми популярными растениями советского периода, кроме дедовских фикусов и гераней, были традесканции, аспарагусы, плющи и бегонии. Выращивали лимоны и мандарины из косточек, в учреждениях стояли монстеры. В 70-80е пришла мода на кактусы, декабристы.

Современное цветоводство постановило выращивание цветочных культур на широкую производственную ногу. В теплицах и в открытом грунте применяются научно просчитанные автоматические режимы полива и подкормки растений, другие новейшие технологии, включая клонирование цветов. Не изменилось лишь значение цветов в истории человеческой цивилизации: они были и остаются символом гармонии Природы, благополучия жизни и стремления человека к красоте.

Примерно тогда же становятся популярными пальмы и похожие на пальмы юкки, драцены и цикасы. Уже в начале XIX века в домах можно найти королевскую бегонию (народное название одного из ее сортов “Ухо Наполеона” сохранилось именно с1812 года).

История появления в Европе и что делает цветы похожими

Некоторые типы сосудов были популярны на протяжении большого периода (см. рис 1-20). Как правило, вазы были очень богаты, давая чувство элегантности со вкусом экстравагантности. Типы контейнеров, цветы, и все характерные французские стили, см. таблицу 1-5.

Истории, мифы и легенды о происхождении цветов

Как возникли легенды о цветах, растениях и травах? Почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Удивительные особенности растений – один из главных поводов к возникновению легенд и сказок.

Цветы разводят с глубокой древности и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Они не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвопринашений и многое другое. Вы сможете прочитать истории, мифы и легенды о происхождении цветов. Вы узнаете, как белая роза превратилась в красную? Какой цветок богиня Флора наделила чудесной силой возвращать память людям?

Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду.

Легенды о розе
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей.

Легенды о лилии
Об этих прекрасных цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Ее называют повелительницей цветов и всегда связывали с чистотой и невиностью. Свое имя она получила от древних слов, означающих “белый-белый”. Символ Франции, а в средние века считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото.

Легенды о кувшинке
Многим растениям приписываются сверхъестественные силы. Кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

Легенды о тюльпане
Персия и Голландия прославили этот красивый цветок. Поэты – в стихах, а голландцы – в деньгах. Легенда рассказывает, что именно в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться. Именно детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Легенда о хризантеме
На Востоке этот осенний цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце, но не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю.

Легенда о гиацинте
Однажды у берегов Голландии затонул генуэзский корабль. Спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели, заметили почти у самой кромки прибоя невиданный прежде цветок: листья его были похожи на листья тюльпана, а стебель был сплошь усажен множеством красивых ароматных цветочков, похожих на маленькие лилии.

Легенды о пионе
Цветок благородства и почета, в Китае преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. В Индии его считают символом неуклюжести и глупой гордости. А еще называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.

Легенды об орхидеях
“Когда я радостен – пишу орхидеи, когда сердит – пишу бамбук” – говорил буддистский монах. Тонкость и чувствительность человека поэтически сравнивалась с тонкими листьями орхидеи, реагирующими на малейшее движение ветра.

Легенда об ирисе
На одной опушке расцвел чудо-цветок. Стали лесные звери и птицы спорить, кому он принадлежит. Четыре дня спорили, и спор сам собой разрешился. Созрели семена ириса, и ветер разнес их в разные стороны.

Легенды о папоротнике
Сказывают, что папоротник цветет только раз в году в ночь на Ивана Купала, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет волшебный цветок папоротника, станет мудрым и счастливым в жизни.

Легенды о гвоздике
С этим цветком также связано множество мифов и преданий. Этот ярко-пунцовый цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как символ борьбы и свободы.

Легенды о фиалке
С давних времен цветок был окружен легендами и поверьями. Фиалка – символ оживающей весенней природы. У нее чудный, ни с чем не сравнимый, нежный запах и приятное сочетание лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев.

Азалия в легендах
Бутоны его долго стоят полузакрытыми, как бы пряча от людей свою бесподобную красоту. Но вдруг наступает момент, когда бутоны вспыхивают яркими цветами и каждый из них не гаснет в течение восемнадцати дней, а все растение находится в цветении до двух с половиной месяцев.

Легенды Олеандра
Этот цветок с древних времен считается очень опасным, так как ядовит, но это не повод перестать восхищаться чудесными розовыми соцветиями олеандра, которые растут повсюду. В странах Средиземноморья бытует много поговорок и легенд об олеандре.

Сказка-легенда о “Царице ночи”
Существует поверье, что цветущая “царица ночи” приносит счастье, удачу, исполняет желания. Только одну ночь в году “драконий кактус” – “Царица ночи” дарит людям чудный цветок. Растение настолько интересно и непредсказуемо, что о нем сложены легенды, одну из которых Вы сможете прочитать.

Легенда о Нарциссе
“И дивный красавец, влюблённый Нарцисс, Расцвёл над ручьём и глядит на себя, Пока не умрёт, бесконечно любя…” Красота и изящность цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным.

Венерин башмачок
“Франт невероятный, желтый с бантиком цветок, на изящную туфельку похожий. ” В древнегреческой мифологии существует легенда о туфельках Венеры, превратившихся в прекрасный цветок. Гордость северных лесов.

Легенды о примуле
Цветы собраны в соцветие, напоминающие связку ключей, поэтому в народе их величают “золотыми ключиками”, “первоцветом”, “райскими цветами”. Появляются они весной в числе первых цветов, открывающие дорогу всему зеленому царству. Название этого цветка происходит от латинского “primus”, что значит “первый”.

Легенда о камелии
Романтическая красота камелии и их происхождение стали источником множества мифов и загадочных историй. По преданию цветы являются эмблемой холодности и бесчуственности, эмблемой красивых, но бессердечных женщин, которые, не любя, завлекают и губят.

Легенды о ландыше
Если белоснежные и ароматные цветки ассоциируются с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами, то его красные ягоды во многих культурах символизируют печаль по утраченному.

Легенда о маке
“Позабыть бы все на свете, да в маки окунуться. ” Как на Земле появился цветок грёз? Красные маки – частичка лета, а так же символ молодости и неувядающего женского очарования. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность.

О происхождении цветов.
Цветы жили в Раю, но однажды они заметили, что горе и печаль одолевают людей. Спустившись на Землю, они усеяли её таким разнообразием трав, что эти чудесные краски и упоительное благоухание стало приносить утешение людям.

Легенда о дельфиниуме
Легенды склонны утверждать, что когда-то в Древней Элладе жил необыкновенно одаренный юноша, который по памяти изваял свою возлюбленную и вдохнул в нее жизнь. А боги за столь необыкновенную дерзость превратили его в дельфина.

Девясил. Согласно древнему мифу, выросло растение – девясил из слез Елены, той самой Елены прекрасной, дочери Зевса, из-за которой началась Троянская война. Тюльпан согласно легенде родился из слез и крови юноши, пролитых из-за несчастной любви к девушке.

Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой и тихо-тихо веселятся. Колокольчики позванивают, маки лепестками – крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления.

“Если хочешь быть счастливым всю жизнь – расти хризантемы” (китайский философ). Особым почтением в Японии пользовались четыре “благородных” растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива (сакура). Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств – честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года – весну, лето, осень, зиму. Эти растения воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и преданиях, а также стихотворных строках древних японских и китайских поэтов.

Как возникли легенды о цветах, растениях и травах? Почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Удивительные особенности растений – один из главных поводов к возникновению легенд и сказок.

История возникновения искусственных цветов

В странах постсоветского региона было принято считать, что искусственные цветы применяются в качестве поминальных. Они действительно активно используются в данной сфере, но также применяются и в других. Современные дизайнеры применяют искусственные цветы для оформления интерьеров, нарядов и в других направлениях, поскольку качество цветов давно уже вышло на абсолютно другой уровень.

Сегодня мы поговорим об истории возникновения искусственных цветов и тех сферах, где их применяют. В чем состоит преимущество использования цветков, которые, не подарены нам окружающей природой, а сделаны людьми.

Древней мир

Искусственные цветы существовали ещё у египтян древних времён. Есть достоверные доказательства этого события. Древние люди украшали одежду с помощью созданных цветов в 3000 году до новой эры. Цветы выполнялись из древесной стружки и волокон больших травянистых растений. А вот для представителей знати в Древнем Египте материалом для создания искусственных цветов нередко служили драгоценные материалы.

После того, как люди научились создавать бумагу, производство цветов превратилось в настоящее искусство. Первыми, кто стал выпускать бумажные цветы, стали китайцы. До сих пор в данной стране, Индии и Египте умельцы изготавливают изделия по традициям, сформировавшимся в древние времена.

На территории Европы первыми производителями искусственно сделанных цветов стали греки. Модницы тех времен применяли цветы в оформлении шляпок. Римлянки добавляли парфюм в цветки, используемые для украшения нарядов. Помимо красоты, декор имел ещё и приятный запах, что привлекало внимание к женской особе со стороны мужской половины населения.

Европа в Средние Века

На территории Европы в тот период искусственно созданные цветочные изделия, в основном, производились жительницами монастырей. Их изделия потом применяли в качестве наружного оформления церквей и храмов. На всех торжествах религиозного направления искусственные цветы стали обязательным атрибутом. Изделия, выполненные из металла и шелка, можно было применять исключительно для украшения алтарей, в противном случае следовало наказание со стороны церкви. До наших дней дошла традиция дарения самого дорогого по своей стоимости цветка – инкрустированной бриллиантами розы, выполненной из чистого золота. Её Папа Римский дарит тому правителю, который совершил самые добродетельные деяния за прошедший год своего правления.

Пик расцвета моды на использование искусственно созданных цветов произошел в эпоху Возрождение. В тот период Италия стала центром изготовления искусственных цветов, и данное обстоятельство вовсе не удивляет, поскольку данная страна всегда была центром для деятельности любителей искусства. Понемногу пальма первенства перешла Франции, и до сих пор страна является лидером в изготовлении различных украшений с использованием искусственных цветов.

Начиная с 1655 года, монахи стали применять желатин, которым пропитывали ткани. При дворе короля даже была введена специальная должность. Её представитель отвечал за изготовление цветов с использованием птичьих перьев. Для творения цветов для особ, окружающих главу престола, применяли плиссированный шелк и цветки, выполненные из тонюсеньких лент. Абсолютно все цветы изготовлялись в тот период исключительно вручную.

В 17-м столетии в моду входит использование бутоньерок. Это маленькие букетики, которые мастера по созданию одежды применяли для декора одежды. Данный аксессуар использовался преимущественно мужчинами. Зачастую он нес определенный символизм.

В конце 18-го века в странах Европы произошла промышленная революция, и изготовление искусственных цветков перешло на промышленный уровень. Это привело к тому, что искусственные цветы применяли не только в одежде, но и в оформлении своего жилья. В энциклопедии сказано, что с 1903 года берет свое начало массовое производство цветов из ткани и бумаги. В производственном процессе были задействованы зачастую женщины. Подобное занятие в тот период приносил огромный вред, поскольку для окраски цветов применяли такие отравляющие средства как мышьяк, ртуть и свинец. Тогда ещё не досконально изучили эти материалы, а они давали возможность получить яркие краски. Мышьяк позволял получить яркую краску зеленого цвета. Её ещё использовали для изготовления штукатурки и обоев. Пока ученым удалось раскрыть все свойства мышьяка, в мире погибло от его вреда немало людей.

Безопасные красители в изготовлении цветков стали применять лишь к середине IXX-го столетия. Буквально в каждом магазинчике по созданию одежды или шляп присутствовала мастерица, которая отвечала за творение искусственных цветков для декорирования нарядов. Цветы из дорогих материалов стали неотъемлемой частичкой одеяния высшего общества.

Если брать страны СНГ, то искусственно сделанные композиции стали изготавливать сравнительно поздно. Объяснение этой ситуации кроется в дороговизне сырья, которое применяется для создания изделий. Шелковые ткани, привозимые из Китая, стоили немалых денег, ну и, тратить такой материал на цветы никто не хотел. Тем более, что на этой территории одежду украшали зачастую вышивкой.

Сообщество зеленых человечков

Впрочем, в какой-то мере историю комнатных растений можно начинать еще с Древнего Египта, где цветы высаживались в просторные кадки и украшали жилища и общественные здания. На древнеегипетских изображениях, датируемых более чем тысячелетием до н.э , хорошо различимы маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Но эти растения еще не были в полной мере «комнатными», хотя, пожалуй, могли уже считаться «домашними».

История комнатного цветоводства

История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность, и, по мнению историков, ведет свое начало с древнего Китая, где появилось искусство бонсай – создание миниатюрных копий природных ландшафтов, а также в древней Греции и Рима, где цветы и красивые растения высаживались в горшки для украшения домов, дворцов.

В Европе традиция выращивания растений в комнатах развивалась с 16-19 вв, когда открывались новые страны и континенты, налаживалось дорожное сообщение между субтропическими и северными частями Европы, совершались исследования Северной Америки, Азии, Африки. Оттуда пробовали привозить диковинные теплолюбивые растения. Они были предметом роскоши, их могли позволить себе состоятельные сословия.

Первая книга на английском языке о комнатном растениеводстве “Райский сад” (The Garden of Eden) вышла 1653 году. Растениями стали украшать гостиные в богатых домах, однако в обычных домах комнатные растения массово стали появляться только в середине XIX века.

Растения устраивали в зимних садах, оранжереях (от англ. апельсин, тк выращивались первоначально полезные растения, цитрусовые). В 13 веке в Кельне, садовод Альберт Магнус создал первый в Европе зимний сад.

Однако перевозка с дальних континентов морским путем часто была неудачной – растения гибли в пути от лучей солнца, недостатка пресной воды, морских соленых брызг.

В середине 19 века начался новый виток истории комнатного цветоводства. Англичанин Н.Уорд искал способ защитить своих тропических любимцев от жирной копоти, появлявшейся в лондонском воздухе от топки каминов и печей, и которая оседала на листьях. Ему пришла в голову мысль, накрыть вазоны стеклянным ящиком, так появился первый флорариум.

Эта идея показала, что растения под стеклом не только лучше защищены от пыли, но и меньше высыхают. Таким способом в ящике Уорда стали перевозить растения из дальних стран, что позволило значительно расширить ассортимент оранжерейных коллекций.

Так, например, из Америки прибывали орхидеи, кактусы, чилийская клубника – предок всех современных сортов, из Индии пряности и цитрусовые.

Массовое, более доступное комнатное цветоводство стало возможным при появлении центрального отопления, электрического освещения, водоснабжения.

В России первые «ранжерейные палаты» были построены в конце 17 века в Набережных садах Кремля. Известно также, что богатые коллекции имелись во многих домах Московской знати, при монастырях выращивались сады и собирались богатейшие уникальные коллекции. Выращивались олеандры, цитрусовые, ананасы, агавы, розы, персики, лавры, алоэ.

Примерно тогда же становятся популярными пальмы и похожие на пальмы юкки, драцены и цикасы. Уже в начале XIX века в домах можно найти королевскую бегонию (народное название одного из ее сортов “Ухо Наполеона” сохранилось именно с1812 года).

Официально отечественное комнатное цветоводство ведет свое начало с Петра I, который наряду с другими новшествами, интересовался ботаникой, выписывал из Европы диковинные растения. По его указу в 1714 году создается Аптекарский огород, где начинают выращивать лекарственные растения для нужд строящейся столицы, армии. Там же организуются оранжереи, в которых появляется все больше новых, невиданных на севере растений. Среди них – молочаи, опунции, цереусы, алоэ. Аптекарский огород становится Медико-ботаническим садом, а позднее, в 1823 году – Императорским ботаническим садом.

В конце 19 века произошел настоящий бум в выращивании комнатных растений, – в богатых домах – дворянских, купеческих – выращивали пальмы, фикусы, бедняки могли позволить себе герани, бальзамины.

В первые десятилетия XX столетия, серебряный век, пришла мода на орхидеи.

фотографии с выставки 1908г.

В период революции и начальный советский период было не до цветов, мода на комнатные растения пришла в упадок. Лишь в 30-х гг началось небольшое возрождение интереса на фоне научно-воспитательной деятельности.

Самыми популярными растениями советского периода, кроме дедовских фикусов и гераней, были традесканции, аспарагусы, плющи и бегонии. Выращивали лимоны и мандарины из косточек, в учреждениях стояли монстеры. В 70-80е пришла мода на кактусы, декабристы.

Современное цветоводство постановило выращивание цветочных культур на широкую производственную ногу. В теплицах и в открытом грунте применяются научно просчитанные автоматические режимы полива и подкормки растений, другие новейшие технологии, включая клонирование цветов. Не изменилось лишь значение цветов в истории человеческой цивилизации: они были и остаются символом гармонии Природы, благополучия жизни и стремления человека к красоте.

фотографии с выставки 1908г.

пятница, 23 июля 2010 г.

Цветочные композиции викторианского стиля в целом можно охарактеризовать как группировки больших масс цветов, листьев и трав вместе, чтобы создать компактную конструкцию с несколькими пустотами, отсутствие очевидного центра внимания. Как правило, эти аранжировки были круглой или овальной формы. Использовались цветы на коротких стеблях, как правило, плотно размещались в контейнерах. Впечатление о композиции викторианского стиля из цветов передает одна из картин того времени, с обильным количеством цветов, выливающихся из вазы (рис. 1-26).

История возникновения комнатных растений

Несколько позже цветочная посуда появилась и в Европе. По сохранившимся росписям можно судить, что уже 3 тысячи лет назад храмы Афины украшались оливковыми деревьями в кадках.

Ссылка на основную публикацию